KarshievaS, 23.02.2017 06:02, 16

image paintdotnet-2017-02-23-11-53-57-png

Научные сотрудники Института биоорганической химии РАН вместе с коллегами из других научных учреждений создали микрофлюидную систему ультравысокопроизводительного скрининга в каплях двойной эмульсии. Разработка позволяет изучать уникальные свойства единичных живых клеток в 30 тысяч раз производительнее роботизированных станций, а также существенно упрощает работу исследователей, которые определяют функциональность биологических объектов для создания на их основе лекарственных препаратов. Результаты опубликованы в журнале PNAS.

При помощи метода фотолитографии, который широко применяется в технологических компаниях для создания компьютерных чипов, исследователи из ИБХ РАН совместно с коллегами из Санкт-Петербургского академического университета и НИИ Общей патологии и патофизиологии создали микрофлюидные чипы с каналами толщиной меньше диаметра волоса для генерации эмульсионных капель. Капли двойной эмульсии «вода-масло-вода» изолировали отдельные клетки, позволяя изучать их уникальные свойства. Используя микрофлюидные чипы, индивидуальные живые клетки помещали в капли, после чего ферментативная и биологическая активность клеток в каплях изучалась в МГУ им. М.В. Ломоносова при помощи флуоресцентно-активированного клеточного сортера. Флуоресценция капель помогала определить наиболее активные клетки. Отобранные клетки в каплях в дальнейшем анализировались, как классическими молекулярно-биологическими методами, так и современными методами метаболомного анализа и широкомасштабного секвенирования на базе ФНКЦ физико-химической медицины.

В результате получали примерно 108 капель в час и за день отбирали подходящие ферменты с необходимой активностью. Авторам методики удалось улучшить фермент бутирилхолинэстеразу, которая не только связывала фосфорорганический токсин, но и могла его гидролизовать, то есть уничтожить, и связаться со следующим токсином. Впоследствии учёные инкапсулировали бактериальные клетки, чтобы проследить, какие микроорганизмы являются ингибиторами роста высокопатогенных бактерий золотистого стафилококка. Таким образом, предложенный метод скрининга походит для поиска новых лекарств, как на основе ферментов, так и на основе микроорганизмов, их метаболитов и других биологических объектов».

Разработанная исследователями универсальная микрофлюидная платформа для скрининга требует значительно меньше временных и финансовых ресурсов. Она работает в 30 тысяч раз быстрее роботизированных систем, которые используют фармацевтические компании для поиска новых лекарств, позволяя анализировать большие библиотеки любых биологических объектов: белков, ферментов и даже живых клеток с целью поиска новых и более эффективных лекарственных средств.

В исследовании также принимал участие Казанский федеральный университет, Сколковский институт науки и технологий, Московский физико-технический институт, Французская академия фармакологии (French Academy of Pharmacy) и Йельский университет (Yale University).

Категории: Техника Российская наука ИБХ микрофлюидные чипы скрининг

EMA одобрило применение алектиниба для лечения ALK-положительного немелкоклеточного рака лёгкого

Ев­ро­пей­ское агент­ство по ле­крас­твен­ным сред­ствам одоб­ри­ло при­ме­не­ние пре­па­ра­та алек­ти­ниб (alectinib) у па­ци­ен­тов с ALK-по­ло­жи­тель­ным немел­ко­кле­точ­ным ра­ком лег­ко­го (НМРЛ), с про­грес­си­ро­ва­ни­ем за­боле­ва­ния на фоне ле­че­ния кри­зо­ти­ни­бом (crizotinib).

В России пройдет II фаза клинических испытаний противораковой вакцины

В 2017 го­ду в Рос­сии, сра­зу в несколь­ких го­ро­дах, на­чи­на­ет­ся вто­рая мас­штаб­ная фа­за кли­ни­че­ских ис­сле­до­ва­ний про­ти­во­ра­ко­вой вак­ци­ны ком­па­нии «СЛ Он­ко­лод­жи» (Скол­ко­во). В меж­ду­на­род­ном про­ек­те участ­ву­ют круп­ные он­ко­ло­ги­че­ские цен­тры и на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские ин­сти­ту­ты Моск­вы, Санкт-Пе­тер­бур­га, Ир­кут­ска и Тю­ме­ни.

Разработан метод мониторинга микроскопической вязкости злокачественных клеток in vivo

На ри­сун­ке изоб­ра­же­но на­коп­ле­ние мо­ле­ку­ляр­ных ро­то­ров BODIPY1 и BODIPY2 в опу­хо­лях (без яр­ко вы­ра­жен­ной из­би­ра­тель­но­сти) , по­сле их внут­ри­вен­но­го ве­де­ния им­му­но­де­фи­цит­ным мы­шам с под­кож­но при­ви­тым CT26.

Компания Merck предлагает сотрудничество ИБХ РАН

Немец­кая хи­ми­ко-фар­ма­цев­ти­че­ская ком­па­ния Merck пред­ста­ви­ла Уче­но­му Со­ве­ту Ин­сти­ту­та био­ор­га­ни­че­ской хи­мии РАН пред­ло­же­ния по раз­ви­тию со­труд­ни­че­ства в об­ла­сти осна­ще­ния ре­сурс­ной ба­зы Ин­сти­ту­та, на­уч­но-ме­то­ди­че­ской и ин­фор­ма­ци­он­ной под­держ­ки.

Ученые из МГУ создали самодвижущихся «нанопловцов»

Ис­поль­зуя раз­ра­бо­тан­но­го ими же элек­тро­хи­ми­че­ско­го ро­бо­та , рос­сий­ские хи­ми­ки со­зда­ли са­мо­дви­жу­щи­е­ся на­но­стерж­ни , с по­мо­щью ко­то­рых в пер­спек­ти­ве мож­но бу­дет осу­ществ­лять до­став­ку ле­карств в ор­га­низ­ме и ко­то­рые мож­но бу­дет при­ме­нять в ка­че­стве мо­то­ров для мик­ро­ско­пи­че­ских…

День биологии-3: болезни и лекарства

9 де­каб­ря в Ин­сти­ту­те био­ор­га­ни­че­ской хи­мии РАН в тре­тий раз прой­дет на­уч­но-по­пуляр­ное ме­ро­при­я­тие «День био­ло­гии». Со­труд­ни­ки Ин­сти­ту­та вы­сту­пят с лек­ци­я­ми о ви­ру­со­ло­гии, драг-ди­зайне, ней­ро­ток­си­нах, за­боле­ва­ни­ях нерв­ной си­сте­мы и об эф­фек­тив­но­сти ле­карств.

Как эффективно удалять опухоли ультразвуком

Экс­пе­ри­мен­таль­ные и тео­ре­ти­че­ские за­ви­си­мо­сти пи­ко­вых дав­ле­ний в фо­ку­се 7-эле­мент­но­го из­лу­ча­те­ля уль­тра­зву­ко­вой хи­рур­гии в за­ви­си­мо­сти от на­пря­же­ния на ис­точ­ни­ке.

Российские учёные продвинулись в бор-нейтронозахватной терапии рака

Учё­ные из ин­сти­ту­тов РАН раз­ра­бо­та­ли но­вую ме­то­ди­ку до­став­ки бо­ра в ра­ко­вые клет­ки , ко­то­рая по­мо­жет эф­фек­тив­нее бо­роть­ся с ра­ком при по­мо­щи пуч­ков ней­тро­нов, со­об­ща­ет пресс-служ­ба Ин­сти­ту­та ядер­ной физи­ки им.