KarshievaS, 05.02.2017 08:54, 113

image paintdotnet-2017-02-05-14-53-44-png

Новый белок обнаружили ученые Дальневосточного федерального университета и Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения Российской академии наук у морского моллюска — модиолуса курильского. Неизвестный прежде лектин может стать основой для новой технологии диагностики онкологических заболеваний и, в перспективе, терапии рака. Сейчас сотрудники Школы биомедицины (ШБМ) и Школы естественных наук (ШЕН) занимаются расшифровкой гена молекулы и тестируют ее действие на разные типы раковых клеток.
Как рассказал заместитель директора ШБМ по развитию Вадим Кумейко, модиолус курильский — это родственник мидии, который широко распространен в водах дальневосточных морей и не является объектом массового промысла. С моллюском активно работают на кафедре клеточной биологии и генетики ШЕН под руководством профессора Алима Анисимова в рамках другого направления — мониторинга акваторий через изучение состояния морских организмов. Но исследуя иммунитет модиолуса, молодые ученые Андрей Гринченко и Юлия Сокольникова обнаружили в его гемолимфе (аналог крови) новый защитный фактор — белок из группы лектинов.

«Лектины способны распознавать определенные клетки по углеводам на их поверхности. Выяснилось, что наш новый белок «узнает портрет» углеводов определенных видов раковых клеток, культивируемых в лабораторных условиях. Это значит, что благодаря механизму молекулярного распознавания лектин может послужить основой для новой технологии диагностики онкологии», — подчеркнул Вадим Кумейко.

Сейчас студент четвертого курса ШБМ Григорий Малыкин под руководством кандидата наук Никиты Шведа изучает тонкую специфичность нового белка — какие раковые клетки он лучше всего «узнает», чтобы запатентовать эту технологию как новую систему для диагностики. Более того, проводя эксперименты, исследователи выяснили, что лектин способен не только распознавать, но и стимулировать гибель клеток.

«Мы поставили первые эксперименты, и рост как минимум одной раковой линии он подавил точно. Конечно, использовать белки в качестве лекарств не всегда легко, поскольку они могут вызвать иммунный ответ. Однако, когда мы попытались получить антитела против нового лектина, вводя его лабораторным животным, хорошего иммунного ответа не выявили. Это значит, что он, вероятнее всего, не отторгается млекопитающими и в перспективе может также использоваться для некоторых форм таргетной (прицельной) терапии рака», — отмечает Вадим Кумейко.

Сейчас в лабораториях университета ученые ведут расшифровку структуры белка и его гена. Непосредственно этой работой занимается студентка четвертого курса Школы биомедицины Татьяна Карп под руководством Вадима Кумейко. Необходимо отметить, что исследование перспективного лектина проводится в рамках работ по гранту Российского научного фонда, который посвящен изучению механизмов молекулярного распознавания морских организмов для новых биомедицинских технологий (руководитель — профессор Ольга Подгорная).

Категории: Диагностика Российская наука

Препарат Ибранс (палбоциклиб) производства Pfizer признан слишком дорогим

Пре­па­рат для ле­че­ния ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы Ибранс (пал­бо­цик­либ) аме­ри­кан­ской фарм­ком­па­нии Pfizer был при­знан На­цио­наль­ным ин­сти­ту­том здо­ро­вья и кли­ни­че­ско­го со­вер­шен­ство­ва­ния Ве­ли­ко­бри­та­нии (NICE) не со­от­вет­ству­ю­щим стан­дар­там со­от­но­ше­ния сто­и­мо­сти и эф­фек­тив­но­сти, со­об­ща­ет Reuters.

Microfabrica объявила о производстве микрощипцов для биопсии

Ком­па­ния Microfabrica объ­яви­ла о про­из­вод­стве пер­во­го в ми­ре суб­мил­ли­мет­ро­во­го пин­це­та для биоп­сии, на­прав­лен­но­го на по­вы­ше­ние на­деж­но­сти биоп­сии тка­ней в же­лу­доч­но-ки­шеч­ном трак­те. Рак под­же­лу­доч­ной же­ле­зы труд­нее ле­чить, чем дру­гие ви­ды ра­ка, так как он быст­ро рас­про­стра­ня­ет­ся и ред­ко ди­а­гно­сти­ру­ет­ся на ран­них ста­ди­ях.

Учёные создали наночастицы для безопасной визуализации опухолей

Пе­тер­бург­ские хи­ми­ки из уни­вер­си­те­та ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, ме­ха­ни­ки и оп­ти­ки (ИТМО) и Швей­цар­ской выс­шей тех­ни­че­ской шко­лы Цю­ри­ха со­зда­ли лю­ми­нес­цент­ные на­но­ча­сти­цы для ви­зу­а­ли­за­ции опу­хо­лей и кро­ве­нос­ных со­су­дов, по­вре­жден­ных при ин­фарк­те или ин­суль­те.

В России разработан биочип, позволяющий быстро выявлять тип и локализацию опухоли и наличие метастазов

Вра­чи РОНЦ им. Н.Н. Бло­хи­на сов­мест­но с кол­ле­га­ми из Ни­же­го­род­ской ме­ди­цин­ской ака­де­мии и Ин­сти­ту­та эпи­де­мио­ло­гии и мик­ро­био­ло­гии им. И.Н. Бло­хи­ной раз­ра­бо­та­ли био­чип - уни­каль­ную тест-си­сте­му для им­му­но­ци­то­хи­ми­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния.

Российские ученые создали биолюминесцентные белки для тестирования лекарств

Спе­ци­а­ли­сты Крас­но­яр­ско­го на­уч­но­го цен­тра Си­бир­ско­го от­де­ле­ния РАН со­зда­ли био­лю­ми­нес­цент­ные бел­ки для те­сти­ро­ва­ния ле­карств но­во­го по­ко­ле­ния; ме­то­ди­ка уже ис­поль­зу­ет­ся немец­ким фар­ма­цев­ти­че­ским кон­цер­ном Bayer AG.

МФТИ и IT-компании создали нейросеть для поиска лекарств от рака

Био­ло­ги и про­грам­ми­сты из МФТИ, Mail.ru и Insilico Medicine впер­вые ис­поль­зо­ва­ли ней­рон­ные се­ти для по­ис­ка но­вых пре­па­ра­тов для борь­бы с ра­ком, что уско­рит и уде­ше­вит со­зда­ние средств для уни­что­же­ния опу­хо­лей, со­об­ща­ет пресс-служ­ба ву­за.

В ИСБ создали вычислительную платформу для разработки лекарств

Ин­сти­тут си­стем­ной био­ло­гии (ИСБ) анон­си­ро­вал но­вую вер­сию плат­фор­мы Immune Response Template (IRT) для мо­де­ли­ро­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го им­му­ни­те­та.

Наноконтейнеры с лекарствами повысят эффективность лечения раковых опухолей